Статья Ю.И. Мхитаряна «Развитие института саморегулирования»

Разработанными стратегиями, концепциями, действующим законодательством системы саморегулирования не определены такие ключевые вопросы, как цели саморегулирования, недостаточно раскрыты принципы саморегулирования. Результаты исследования НИИ «Интерэкомс» - консультационной компании ООН по промышленному развитию позволяют продвинуться в решении данных вопросов.

Юрий Мхитарян,

д.э.н., академик Международной академии информатизации, советник Председателя ФМОС «Деловая Россия», генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком»,   НИИ «Интерэкомс» ‑ консультационной компании ООН по промышленному развитию

Развитие института саморегулирования

 

Разработанными стратегиями, концепциями, действующим законодательством системы саморегулирования не определены такие ключевые вопросы, как цели саморегулирования, недостаточно раскрыты принципы саморегулирования. Результаты исследования НИИ «Интерэкомс» - консультационной компании ООН по промышленному развитию позволяют продвинуться в решении данных вопросов.

 

Экономический кризис в стране начнет завершаться изменениями качества институтов. Конкретная экономическая ситуация диктует необходимость активизировать факторы роста, которые могут повысить эффективность и конкурентоспособность российской экономики.

К таким факторам относится развитие института саморегулирования. Примером может служить положительное развитие системы саморегулирования в строительной отрасли. Сегодня 36% всех саморегулируемых организаций – это саморегулируемые организации строительной отрасли. Они решают важную государственную и социальную задачу по предупреждению причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства.

Благодаря деятельности системы саморегулирования строительной отрасли ежегодно уменьшается число несчастных случаев со смертельным исходом при выполнении работ на объектах капитального строительства. Это важный индикатор успешности созданной в отрасли системы саморегулирования. Он свидетельствует о том, что саморегулирование как институт гражданского общества имеет мощный потенциал для развития экономики.

Но развитию данного института мешает отсутствие целей и основных принципов саморегулирования. Невозможно достигнуть целей, которые не обозначены. Институт саморегулирования, институт гражданского общества – это негосударственные структуры, созданные на основе добровольного объединения для выполнения функций защиты человека, организаций, общества.

Для того, чтобы стать основой государства, институту саморегулирования важно правильно определить цели и создать условия для их достижения. Как показали исследования, проведенные НИИ «Интерэкомс», основными целями системы саморегулирования должны рассматриваться:

  1. Обеспечение защиты интересов человека, организаций, общества.
  2. Создание благоприятных условий, обеспечивающих развитие человека, организаций, общества.
  3. Создание условий для развития частной и иных форм собственности, добросовестной деятельности, недопущение монополизации, недобросовестной конкуренции, коррупции.
  4. Обеспечение имущественной ответственности участников экономической деятельности.
  5. Создание условий для деятельности саморегулируемых организаций.

 

Эти цели являются и основными принципами саморегулирования. Они построены на реализации конституционных норм. Поэтому должны занять основополагающее место в системе принципов саморегулирования.

Институт саморегулирования, построенный на их основе, позволит существенно повысить эффективность системы, станет фактором роста экономики.

Как следует из «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования», нормативное правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций и их национальных объединений базируется на шести принципах:

  • эффективная коллективная ответственность;
  • единство отрасли;
  • ответственность субъектов саморегулирования за нарушение законодательства о саморегулировании;
  • информационная открытость;
  • публичность деятельности;
  • делегирование полномочий и отраслевое совместное регулирование.

Вместе с тем, предлагаемый принцип эффективной коллективной ответственности вызывает много вопросов как у специалистов в области экономики и права, так и у профессионального сообщества. Такой принцип и способы его реализации идут вразрез с основополагающим правовым принципом.

Юридическое лицо (организация) отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Коллективная ответственность или, как ее иногда называют, «круговая порука» не решит проблему недостаточной эффективности норм права.

Нормы права необходимо совершенствовать, и в этом состоит одно из предназначений саморегулирования. Системный подход показывает, что система саморегулирования может успешно развиваться лишь тогда, когда будет реализован принцип эффективной индивидуальной и коллективной ответственности.

Разработка и принятие профессиональным сообществом стандартов, контроль за их исполнением – это является формой коллективной ответственности.

Основные принципы Концепции служат одновременно индикаторами ее реализации и совершенствования. Совокупность основных одиннадцати принципов саморегулирования, обозначенных в Концепции и предложенных НИИ «Интерэкомс», закладывают основу развития института саморегулирования, служат мощным фактором повышения эффективности управления экономикой, открывают новые возможности для ее роста и повышения конкурентоспособности.